Соловецкий морской музей







Алексей Крысанов

Соловецкое богомолье

В середине ХIХ века Соловецкий Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах при входе в Онежский залив Белого моря, ежегодно принимал 7–8 тысяч паломников. Из них большая часть были крестьянами северных губерний.

Паломники собирались на монастырских подворьях в Архангельске, Кеми, Сумском посаде, Онеге, откуда на монастырских и обывательских судах добирались до монастыря.

Плавание под парусом на лодьях было утомительным и опасным. Онежский залив, особенно со стороны Поморского берега, имел массу мелей, островов, узких проходов, подводных камней и банок. Наиболее благоприятным был путь из города Онеги, где суда подхватывало сточное течение вод реки Онеги и залива, шедшее от устья реки к северу вдоль Онежского полуострова. Это же морское течение мешало кораблям, огибавшим остров со стороны Архангельска. Значительное влияние на продолжительность перехода оказывали ветра, которые на Соловках очень часты (в среднем 163 ветреных дня в году) и сравнительно сильны (среднегодовая скорость ветра 6,8 м/с). С марта по июль господствовали северо-восточные ветра, шедшие через открытое горло Белого моря, с августа по октябрь преобладали ветра южного, западного и юго-западного румбов.1

В 1856 году, путешествуя по северу, С. В. Максимов писал: «Богомольцы идут на Сумской посад целыми сотнями с повенецкой дороги… Большими кучками идут эти богомольцы к своему судну, загорелые от жгучего и в этих местах летнего солнца, с неизбежными котомками за плечами… садятся в лодьи. Паруса уже валяются на палубе; пассажиры собрались уже все. Судно готово к отправлению, ждут только исправления старинного обычая. Один из работников обращается к хозяину лодьи:

— Хозяин, благослови в путь!

— Святые отцы благословляют, — отвечает хозяин.

— Праведные Бога молят, — прибавляет к этому другой работник, обыкновенно кормщик.

Все вслед за этим молятся в сторону, обращенную к Соловецкому монастырю.

Потом вытаскивается якорь, и судно, сделавши поворот по солнцу, отправляется в путь, полусуточный даже при посредственном, умеренном поветерье».2

Богомольцев из Сумпосада перевозили не только монастырские и обывательские лодьи, но и мелкие суда, карбасы.

На больших монастырских лодьях, ходивших из Архангельска, на передних мачтах блестели медные кресты. На Соловки они шли вдоль Летнего берега моря к Ухт-Наволоку и далее открытым морем.

Лодьи в середине ХIХ века были наи-более крупными судами. Они имели длину 60 футов, ширину 10–18 футов и грузоподъемность 1500–9600 пудов.

Строились в Кеми, Ковде, Койде, Сороке, Куе, Мезени. Лодья имела округлый короб, обшивные доски которого крепились в малых лодьях «в наборе», в больших — «вгладь».

В центре судна был грузовой трюм с большим и малым люками, на носу — поварня и каюта для матросов, на корме — «казенка» — хозяйская каюта.

При постройке устанавливались три мачты, если лодья предназначалась для дальних морских плаваний, и две, если она была приспособлена для перевозки богомольцев в Соловецкий монастырь.3

Кормщики получали сдельную плату за количество перевезенных на острова пассажиров и потому заполняли ими до отказа душные лодейные трюмы.

Соловецким судам, перевозящим богомольцев, составляли конкуренцию лодии онежан, имевшие небольшую грузоподъемность 11–16 ласт (22–32 тонны) и две мачты.4

По данным 1857 года, перевозкой богомольцев занимались девять государственных крестьян Онежского уезда:

1. Михайла Васильев Великанов — на лодье «Святой Николай Чудотворец». Сам был шкипером, нанимал двух работников. Морскому делу специально не обучался, но в море ходил двадцать лет. Судно (11 ласт) построено в Подпорожье Андреем Курицыным в 1843 году.

2. Василий Федоров Голубин ходил на лодье «Святой Иоанн Богослов». Морскому делу не обучался. В море с двадцати девяти лет. Нанимал трех рабочих. Судно (11 ласт) в 1843 году построил в Подпорожье само-стоятельно.

3. Ефрем Львов — сын Львова владел лодьей «Святые Изосима и Савватий». Судно (11 ласт) построено в Подпорожье Василием Савиным.

4. Парасковья Андреева Медведева владела лодьей «Святой Георгий Победоносец». Судном (16 ласт), построенным в Подпорожье в 1857 году Федором Борисовым, управлял мещанин города Онеги Федор Рассказов. Специального образования Рассказов не имел, но занимался морским делом пятнадцать лет. В рейс нанимал четырех рабочих.

5. Степанида Андреева Похвалина в 1852 году получила лодью «Святой Николай Чудотворец», построенную в 1852 году в городе Онеге крестьянином Василием Голубиным от онежского мещанина Петра Иванова Рассказова. Судном (12 ласт) управлял мещанин города Онеги Андрей Салауров. Морскому делу он специально не обучался, но в море ходил двадцать лет.

6. Архип Петров Самсонов владел лодьей «Святой Николай» (11 ласт), построенной в 1844 году в Подпорожье Василием Голубиным. Шкипера не было. Управлял судном крестьянин Козьма Савин. Морскому делу не обучался. В море ходил три года.

7. Василий Афанасьев Савин владел лодьей «Преподобные Зосима и Савватий» (16 ласт), им же построенной в Пордпорожье в 1852 году. Шкипера не было. Управлял судном ворзогорский крестьянин Дмитрий Анисимов с тремя работниками. Морскому делу не обучался, но в море ходил двадцать лет.

8. Николаю Васильеву Савину принадлежала лодья «Святой Николай Чудотворец» (16 ласт), построенная в 1852 году в Подпорожье его отцом Василием Савиным. Николай Савин в море ходил три года, нанимая четырех работников. Морскому делу специально не обучался.

9. Данила Петров Савин владел кочмарой (12 ласт), построенной в селе Чижиково в 1857 году Георгием Ларионовым. Кочмара — это двухмачтовое судно с носом более острым, чем у лодьи. Названия кочмара Данила Петрова не имела. Он ходил в море девять лет. Нанимал трех работников. Теории морского дела не обучался.5

Большая часть онежских судов в эти годы имела грузоподъемность от 14 до 40 ласт и ходила к берегам Мурмана и Норвегии. Позднее паломников перевозили и другие онежане. Так, по документам 1861–1863 годов, онежский мещанин Козьма Егоров Копреев имел лодью «Святой Николай» «о трех мачтах, построенную в 1847 году при Онежском порте, вместимостью 8 3/4 ласта (17,5 т)». Лодья зимовала в городе Онеге, а летом перевозила богомольцев в Соловецкую обитель. Судном управляли хозяин с матросом. Помогали им богомольцы, «отправляющие обязанности лиц, составляющих экипаж».6

В это же время архимандрит Порфирий с согласия братии купил за 13 тысяч рублей пароход «Волга» (45 л. с.), построенный в 1844 году в Англии. Силами монастыря он был переоборудован в Сухом доке и назван «Вера». В навигацию 1862 года «Вера» уже ходила между Соловками и Архангельском.

Вскоре уже сам монастырь построил пароход «Надежда» (60 л. с.).

За первые десять лет пароходы совершили около двухсот рейсов, перевезли из Архангельска более 50000 пассажиров. Ежегодная выручка от продажи билетов составила от 8 до 15 тысяч рублей.7

При этом увеличился поток богомольцев из Онеги. В 1862 году онежане построили новых четыре судна. Это трехмачтовая лодья «Святой Николай» Федора Григорьева Багаева (кормщик-хозяин, двое работников, грузоподъемность 20 ласт, место строительства — с. Кушерека); двух-мачтовая шхуна «Святой Иоанн Богослов» Василия Голубина (кормщик-хозяин, двое рабочих, грузоподъемность 16 2/3 ласт, построена в с. Наумовском); трехмачтовая кочмара «Святой Николай» Ионы Иванова Ульянова (кормщик-хозяин, один рабочий, грузоподъемность 7 ласт, построена в с. Унежме); трехмачтовая лодья «Святой Николай» Ивана Николаева Феклистова (кормщик-хозяин, двое рабочих, грузоподъемность 20 ласт, построена в с. Кушерека).

Но пароходы со временем вытесняли парусные суда. Перевозка пассажиров на пароходах выросла от 7–8 тысяч в год в середине века до 12 тысяч в 1880-е годы.

Перевозка богомольцев из Онеги в монастырь на частных судах стала невыгодна. До середины 20-х годов ХХ века парусные лодии, а позднее шхуны и яхты перевозили рыбаков и треску из Мурманских становищ, в Норвегию отправляли грузы, а обратно — рыбу.

 

1 Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. Архангельск, 1978. С. 13, 14, 24.

2 Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1984. С. 11–160.

3 Богославский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 280–283.

4 Верещагин В. Очерки Архангельской губернии. СПб., 1849. С. 232–235.

5 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 246. Л. 49.; Д. 464. Л. 7–9; Д. 738. Л. 21–22.

6 Федоров П. Соловки. Кронштадт, 1889. С. 69.

7 Федоров П. Соловки. Кронштадт, 1889. С. 71.

Крысанов Алексей Александрович

В 1995 г. окончил исторический факультет Поморского государственного педагогического университета.
В настоящее время — директор Онежского историко-мемориального музея, капитан пяти Онежских комплексных этнографических экспедиций по Лямицкому и Поморскому берегам Белого моря, автор книги «Поморские промыслы (Онежский уезд 1861–1916 гг.)».

Версия для печати   









become number one